После гибели главаря “ореховской” ОПГ Сергея Тимофеева, внутри группировки началась жесткая борьба за власть. В результате, устроив ряд “заказных” убийств тех, кто имел хоть малейшую возможность претендовать на роль лидера банды, освободившееся место управленца занял Сергей Буторин, больше известный в преступной среде, как Ося.
Братья
Будущий руководитель вооруженной преступной группировки родился в обычной, рядовой семье в Тверской области в 1964 году. Сергей был старшим сыном в семье, по мере взросления находился на хорошем счету. Все надежды и чаяния родителей возлагались именно на него, т.к. младший их сын, Александр, практически с юных лет зарекомендовал себя как “пропащий” человек.
В то время, как Сергей, отслужив в саперном подразделении, решает остаться на службе, Александр, скатывается по наклонной, получив несколько судимостей и дурные привычки, в частности, он начинает принимать наркотики. Тем не менее, братья были дружны меж собой и контактов не теряли.
В 1989 году, находясь в звании прапорщика, Буторин-старший увольняется из рядов армии, и, не найдя, себе лучшего применения, устраивается вместе с братом охранником в кафе со сказочным названием “Аленький цветочек”.
Первое дело
К этому времени Буторин-младший уже имел некоторые связи с миром криминала, в отличие от старшего брата. Он получает информацию от знакомого по тюрьме спекулянта и контрабандиста Якова Фельдмана о знаменитом коллекционере Викторе Магидсе, чья квартира просто “забита” ценными предметами искусства. Озвученная братом мысль о скорой наживе пришлась Сергею Буторину по душе, и он, пользуясь своими сохранившимися рабочими связями, берет на себя снабжение образовавшейся компании оружием. Третьим к делу подключился бывший сотрудник милиции Е. Токарев, сокамерник Буторина-младшего.
Ограбление прошло более чем успешно. Общая стоимость украденного составила более $9 млн. Картины известных художников, археологические находки, ювелирные изделия, старинные иконы все перешло в руки грабителей.
“Одинцовская” ОПГ, начало.
Сергей Буторин, вдохновленный успешной операцией, понимает, что вот та сфера, где можно, наконец-то, прилично заработать. Имея на руках оружие, он решает организовать группировку, которая будет заниматься разбоем и рэкетом. Напарниками ему стали младший брат и хороший знакомый Дм. Белкин (Белок). Так появилась “одинцовская” группировка, названная по месту образования банды г. Одинцово, что под Москвой.
Потеснив “голицинских”, некогда распоряжавшихся на территории Одинцова, группировка Буторина стала главной, продвинувшись в сторону Звенигорода. Со временем участников Голицинской ОПГ полностью ликвидировали. Буторин расправился с каждым, кто имел к ней хоть какое-то отношение.
Выход на новый уровень
К 1993 году Буторин уже имеет определенный вес в криминальной среде. Постепенно он начинает выходить на контакты с участниками влиятельных банд столицы. В частности, знакомство с главарем “медведковской” ОПГ Григорием Гусятинским, в свою очередь, приводит Буторина в круг приближенных самого главного человека “теневой” стороны Москвы Сергея Тимофеева (Сильвестра).
Так, в 1994 году совместно с Гусятинским Буторин организует преступление, “заказав” влиятельного бизнесмена, конкурента С. Тимофеева, Отари Квантришвили.
Борьба за власть
Не привлекая особого внимания, Буторин также сближается с Андреем Пылевым (Карлик), участником банды “медведковских”. Позиция “себе на уме”, характерная для обоих, способствовала их объединению для достижения совместных амбициозных планов в рамках “ореховского” сообщества.
В том же 1994 году автомобиль Тимофеева, был взорван, спустя пару минут после того, как авторитет сел в него. Ореховская группировка осталась без руководства. После этого Буторин проявил себя, выйдя из тени.
В 1995 году, объединившись с Сергеем Ананьевским (Культик) и Юрием Володиным (Дракон), Буторин организует заговор против одного из главных претендентов на пост главы “ореховских” Юрия Бачурина (Усатый). В результате, Бачурин и его телохранитель были застрелены.
Не прошло много времени, как С. Ананьевский, Ю. Володин и Г. Гусятинский были убиты, Буторин же возглавил Ореховскую ОПГ. Параллельно с этим Андрей Пылев и его брат возглавили Медведковскую ОПГ. Вскоре банды объединились и взяли под свой контроль все крупные объекты столицы.
Помимо прочего, Буторин и Пылев не желали упускать активы Тимофеева, присмотр за которыми был передан авторитетом в свое время талантливому финансовому мошеннику Гр. Лернеру. Если Тимофеев (Сильвестр) придерживался партнерских отношений с Лернером, то Буторин старался “надавить” на финансиста, но безрезультатно. Лернер не шел на сотрудничество. Им не осталось незамеченным, с каким упорством Буторин и Пылев пытались перехватить контроль за средствами погибшего, что непроизвольно наводило на мысль об инициаторах убийства лидера “ореховских”.
Только в 1996 году Лернер поменяет свое решение и пойдет на контакт с главарями “ореховских”, но, в результате, все их совместные начинания потерпят крах.
Судьба Буторина-младшего, продолжение дела ограбления коллекционера
В 1994 году к силовикам обратился некий Владимир Степанов, рассказав, что имеет непосредственное отношение к делу похищения антиквариата Магидса. Оказалось, что Степанов был личным водителем Якова Фельдмана и в определенный момент времени должен был подогнать машину, чтобы погрузить похищенные вещи. Но от усталости, заснул, и проспал ответственный момент.
Эти ценные сведения стали достаточным основанием для объявления в розыск братьев Буториных, Я. Фельдмана и Токарева. Искать долго не пришлось, т.к. незадолго до этого младшего Буторина и Токарева задержали на одной из подмосковных дач, которую они использовали под склад оружия, похищенного из пожарно-технического училища в Иркутской области.
Буторин-старший сумел вовремя затаиться, тем самым избежать ареста. Но “предателя” Степанова нашел и наказал. Буквально накануне вынесения приговора, главный свидетель был расстрелян по “заказу” С. Буторина. Впоследствие, в 2011 году, в суде это будет доказано.
В результате, Александр Буторин получил 9 лет заключения. Токарев был отправлен в психиатрическую клинику, откуда вскоре благополучно сбежал и “растворился”.
Фельдман же после ограбления перебрался в Брюссель. Вскоре тело Фельдмана, подвешенное к крюку люстры, было обнаружено в номере отеля, в котором он остановился по прибытии. По версии следствия, признаков насильственной смерти не зафиксировано.
Арест Буторина
В 1995-1996 годах Буторин ликвидирует фактически всех лидеров ближайших ему группировок: “ассирийской”, “сокольнической”, “кунцевской”. В число жертв попадет также известный киллер Александр Солоник, которому Буторин не доверял и для своей безопасности решил устранить.
Сам же Буторин вместе с Маратом Полянским, своим телохранителем, переберется в Испанию, место комфортной и относительно безопасной жизни многих участников преступных группировок. Перед отъездом на родине Буторин инсценировал свою смерть, и даже позаботился о месте захоронения. До сих пор на одном из московских кладбищ сохранилась якобы его могила, с именем-фамилией и личным портретом.
В 2001 году Буторин и Полянский были задержаны и арестованы недалеко от Барселоны в ходе операции, которую организовали испанская полиция, Интерпол и отечественные оперативники МВД и ФСБ. Преступники оказались при оружии и попытались оказать сопротивление, но тщетно.
Изначально Буторин и Полянский были приговорены испанским судом на 8,5 лет заключения за хранение оружия. И только в 2010 году оба были экстрадированы на родину отбывать наказание за другие преступления.
Российский суд приговорил Буторина к пожизненному заключению за организацию вооруженной преступной группировки, организации убийств более 30 человек, а также разбой и бандитизм.