В смуте, развернувшейся в России в начале XVII века, как правило, обвиняют иностранное влияние, а именно, польское, а так же позицию царя Бориса Годунова, который это влияние допустил в силу своих слабости власти и не легитимности правления. Однако Борис Годунов, как раз, стремился ограничить связи русского боярства с иностранцами, что и привело к смуте
Ещё Иван Грозный боролся с некими ересями, получившими распространение вместе с проникновением в Россию новых иностранцев после установления дипломатических отношений с Англией. В Польше тем временем распространялись лютеранство и кальвинизм. Но уже к 1580-м годам контрреформация и усилия иезуитов дали свои плоды польские протестанты и православные стали активно переходить в католицизм. Как ни странно, но и московское боярство склонялось к тому же. Ещё с конца XV века московские дворяне и бояре были уличены в ересях жидовствующих религиозном течении, близком по сути европейскому гуманизму, на котором впоследствии будет основана идеология иезуитства. Усилиями иезуитов, уже к конце XVII века русские стали принимать католическую веру, хотя, данное явление и не получило широкого распространения.
Тем не менее, к началу XVII века, интересы магнатов и бояр были более-менее сходны: и те, и другие с целью увеличения доходов со своих владений ввели крепостное право, вынуждавшее крестьян пахать без продуха и лишавшее их почти всех результатов труда, и те, и другие нуждались в отмене торговых пограничных пошлин. Стефан Баторий,укрепивший католицизм и иезуитсво на польской земле, вёл борьбу с магнатами, которые, во избежание преследований активно переходили в католичество. Личностные и эконоические интересы определяли культурные и духовные предпочтения. В 1596 году магнат Лев Сапега предложил православному священству Речи Посполитой к католицизму, но сохраняя свою византийскую литургию. Священство согласилось. Аналогичное предложение Сапега сделал и Борису Годунову в 1600 году. На его основе могла быть заключена уния между Русским царством и Речью Посполитой, что отменило бы торговые пошлины и увеличило бы взаимную прибыль как русских бояр, так и польских магнатов.
Тем не менее, Борис Годунов отверг предложение, будучи царем, а следовательно и защитником православной веры. И тут рождается проект под названием Лжедмитрий. Существует гипотеза, согласно которой, бояре сами создали Лжедмитрия, отправили его в Польшу и ожидали его прихода, как повод для свержения династии Годуновых. Некий самозванец объявляется в Польше, начинает претендовать на русский трон. Он заручается поддержкой магнатов и иезуитов, обещая привести Русь в лоно католической церкви. Однако, оказавшись на царском троне, Лжедмитрий бездействует. И когда боярам стало ясно, что ничего новый царь делать не собирается, а, кажется, хочет всех перехитрить, усевшись чужими трудами на трон, боярство поднимает бунт, в ходе которого Лжедмитрия убивают. Новый боярский царь Василий Шуйский показал себя слабым и не смог справиться с Русской православной церковью, которая несла самые большие потери в случае, если бы план бояр по объединению с католической Польшей сработал. И не надо уповать на народные восстания вызванные недовольством православного населения, по проекту, литургия оставалась византийская то есть, прихожане за метили разницы, а собственник церковной собственности сменялся бы. Однако, венчанный русский царь, носил титул защитника православной веры. То есть, без защиты не было венчания, а без венчания не было легитимности власти, а без неё царя могли свергнуть в любой момент. Так случилось и с не венчанным царём Шуйским, на смену которому бояре решили призвать Владислава IV, наследника польского трона. Этот период получил название Семибоярщина.
Рисками для православной церкви можно объяснить такую активность патриарха Гермогена и его ненависть к Семибоярщине. Однако, Семибоярщине не удалось взять верх, потому как Гермоген сумел мобилизовать народные силы на борьбу с окатоличиванием в форме Второго ополчения Минина и Пожарского, которые весьма активно защищали православную церковь. Поляки были изгнаны в 1612 году и в 1613 царём был избран Михаил Романов, кандидатуру которого Гермоген предлагал ещё в 1610 году. На это боярская авантюра закончилась. В 1633 году отец Михаила Романова, Филарет, стал преемником Гермогена в сану патриарха Всея Руси. Спустя год Владислав IV отказался от прав на русский трон.
Как подсказывает логика, то, что нынче называется смутой, являлось попыткой русских и московских бояр совершить католический иезуитский переворот в Русском царстве. Однако, ничего не вышло, их усилия столкнулись с мощным сопротивление Русской православной церкви.