Царство Касимовское появилось где-то в середине 15 столетия во время правления князя московского Василия Второго (Темного). Жили там мордва и татары-мишари. Владели им союзные в то время Москве потомки Чингисхана. Чингизидов даже после падения Золотой Орды долго еще уважали на Руси. Почитали как лиц крови царской. Больше их, наверное, почитали только династию московского царя.
Довольно долго это царство хранило свое устройство, даже тогда, когда в царстве Московском ликвидировали владения удельные. Но пришел и его черед. Окончательно потеряло свою самостоятельность оно в 1681 году. Но это было позже, а пока Храбрые касимовцы ходили на Прибалтику вместе с русской армией под командованием Саин-Булата. В 1573 году он взял в жены дочь князя Мстиславского. После этого, Саин-Булата вначале убедили принять православие, а потом забрали у него касимовский престол, так как московские князья на него всегда ставили только мусульман (забавный ход, правда?).
Симеон Бекбулатович (Саин-Булат)
После этого Симеон Бекбулатович (новое имя Саин-Булата) куда-то пропал, и пару лет о нем не было никаких известий. Но в 1575 году происходит событие поразившее русский народ, который много столетий думает, что его правительство уже больше ничем не сможет его удивить. Правительство в очередной раз доказало что народ заблуждается – сюрпризы еще будут! Историки кстати тоже до сих пор переваривают это событие, но так и не пришли к единому мнению – что же это было?
По высочайшему распоряжению царя, Симеона Бекбулатовича в Успенском соборе взяли и венчали на царство!
Стали Бекбулатовича называть не иначе как: «великим князем московским и всея Руси». Он теперь издавал указы, подписывал грамоты, главенствовал в Думе (Боярской) в общем, делал все то, что делает царь (хотя царем его никто не называл, только Великим Князем). Сам же Иван Васильевич по-тихому съехал из Кремля и жил жизнью рядового боярина. Он писал Симеону письма, в которых себя называл «Иванец». Некоторые говорили, будто царь назначил Бекбулатовича «Земщиной» управлять, а себе Опричнину оставил.
Однако эта версия отпадает, так как к моменту венчания Симеона на царство Опричнины уже три года как не было.
Есть и другие версии столь необычной выходки царя. Существуют историки, которые предлагают просто списать этот поступок на помутнение рассудка Ивана Васильевича. Но этот вариант просто попытка отказаться от поисков разумного объяснения.
Карамзин считал, что иногда Грозный специально поднимал вельможу, чтобы впоследствии подвергнуть его наказанию и унижению. Но случай с Симеоном явно из другого разряда. Через 11 месяцев, когда вся эта странная история подошла к концу, и Иван Васильевич в августе 1576 года соблаговолил занять свое законное место, он вовсе не собирался преследовать Симеона. Тот был награжден титулом Великого Князя Тверского. Жил в Твери Симеон как самый настоящий удельный князь, имел право суда и расправы над своими подопечными. Все это немного не совпадает с версией историка С.М. Соловьева, описывающего Ивана Грозного как яростного противника удельных владений.
Существует и более экстравагантная гипотеза. Будто-бы московские бояре задумали сместить Ивана, а на его место посадить Девлет –Гирея (того который Москву спалил в 1571 году). Царь, осознав, что с заговором ему не справиться, посадил временно на свое место одного из Чингизидов, пользовавшегося огромным уважением среди московских бояр.
Никаких документальных подтверждений в поддержку этой версии нет, кроме того что Симеон Бекбубулатович действительно пользовался огромным уважением знати. Когда Борис Годунов в 1598 году был избран на царство, он брал с бояр расписки, что они не попытаются посадить на престол Симеона.
К этому времени у Симеона отобрали уже его удел Тверской. Постепенно у него отобрали вообще все что только было возможно и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь (от греха подальше), по некоторым сведениям предварительно ослепив. Под конец жизни Симеон практически все свои средства тратил на благотворительность, жертвуя на строительство храмов и помогая монастырям.
Возможно, стоит рассмотреть этот парадокс с учетом этнической ситуации в Московском царстве. И тогда действия Ивана Грозного не будут казаться поступками человека с помутнением рассудка. После присоединения Казанского и Астраханского царств, среди знатных московских людей значительно увеличилось количество инородцев принявших православие. Возможно заподозрив заговор среди своих бояр, Грозный мог попытаться найти опору в этом новом сословии, ненадолго возвысив авторитетного для них человека.
В то время еще не разработали никакого научного подхода для управления государством – одна сплошная импровизация. Такой импровизацией было и венчание на царство Симеона. Нам сейчас оно возможно кажется абсолютно глупой и бессмысленной выходкой тирана-царя, но в той ситуации вполне возможно что Иван Грозный не нашел другого выхода для того чтобы спасти свою жизнь, престол, а возможно и все Московское царство. Очень легко обвинить человека в глупости или безумии. Но важно помнить, что:
«Глупость и мудрость очень похожи, если смотреть на них издалека».
Грозный в отличие от Годунова никогда не воспринимал Симеона Бекбулатовича как своего соперника. Они были в прекрасных отношениях до самой смерти царя. Вполне могла повлиять на восхождение на престол Бекбулатовича и внешняя политика. Крымским ханам почему-то не нравилось, что Москва владеет Астраханью и Казанью. Возле наших границ постоянно шастали какие то подозрительные орды. Воцарение Чингизида на московском престоле внесло некоторый разлад в их агрессивные планы. Впрочем все эти версии не имеют прямых подтверждений и крайне сложно доказать какую либо из них.