Детство и юношеские годы
Александр Анатольевич Мохов родился 22 июня 1963 года в Вологодской области в многодетной семье рабочих (у Александра есть два старших брата-близнеца). Отец Анатолий Михайлович плотничал на заводе. Он был трудолюбив, делал все своими руками, и учил этому своих сыновей. Мать Мария Семеновна работала на производстве мастером. Она была очень сильной и мудрой женщиной, сумевшей воспитать в своих детях трудолюбие и ответственность. Правда не все в семье Моховых было идеальным: сначала отец, а потом и братья сидели за решеткой за разные правонарушения. Но, к счастью, Саша, получил совсем другой характер, нежели все мужчины его семьи. Он благополучно избежал столь печальной участи. К слову, на тюремных нарах он тоже лежал, но совсем по другой причине… Саша очень любил свою семью и впоследствии с теплом вспоминал о своих детских годах, проведенных в глухой деревушке.
В юношестве Саша вместе со всеми членами семьи переехал в Приамурье, в город Шимановск. Там он закончил школу, правда всего 8 классов, и поехал в Иркутск пробовать свои силы в искусстве. Он с детства тяготел к искусству, хотя и слыл хулиганом и дебоширом. Учился в школе на тройки, терпеть не мог математику и физику. Да и книжек, собственно, не читал. Но душа требовала и именно по ее зову он отправился в театр. Как вспоминает актер, на вступительных экзаменах его попросили прочитать Есенина, а он и знать не знал кто это. Но вопреки всему его все же приняли в Иркутское театральное училище на кукольное отделение. Очень скоро Александр так увлекся учебой, что с упоением начал читать классиков и позже смог добиться перевода на драматическое отделение. После его окончания в 1982 году по распределению попал в Южно-Сахалинский театр имени Чехова. Но проработал он там недолго – через несколько месяцев актер был призван в армию. Служил Мохов в Хабаровске в артиллерийской учебной части. После службы Александр отправился в отпуск в Москву к друзьям. Но столица быстро поглотила бывшего солдата. Он практически сразу решился подать документы в ГИТИС в мастерскую Олега Табакова. И как же он был счастлив, когда его взяли на третий курс. В год окончания училища (1986) Табаков пригласил перспективного артиста в труппу Московского театра и кино-студии Табакова. Там он прослужил более 30 лет и сыграл около сотни ролей.
Работа в театре
Дебютной работой в театре для Александра стала роль учителя фехтования в постановке «Полоумный Журден». Затем последовали роли в спектаклях «Крыша», «Дыра», «Процесс при закрытых дверях», «На благо Отечества» , «Затоваренная бочкотара», «Матросская тишина», «Вера, любовь, надежда», «Ревизор». Все эти спектакли пользовались небывалым успехом у зрителя. Актер Мохов быстро стал знаменит в творческих кругах. Многому его учил мастер Табаков, который не только смог разглядеть в Мохове талант, но и раскрыть его. За несколько десятков лет сотрудничества Мохов и Табаков стали друзьями. Наставник всегда находился рядом, помогал ему и делом, и советом. Как рассказывает сам актер, Табаков однажды даже спас ему жизнь. В лихие 90-е Мохов занялся бизнесом. Однажды он должен был ехать в Чехию на сделку с партнерами, но Табаков не разрешил ему отлучаться, так как в скором времени должны были начаться гастроли. Александр не решился ослушаться начальника, и оказалось, не зря – позже он узнал, что его партнеров по бизнесу застрелили. Как же он был рад, что своевременный отказ Олег Павлович спас ему жизнь.
Затем были работы в Московском художественном театре им. А. П. Чехова, где с его участием вышли спектакли, «Ю» (Андрей), «Лес» (Восьмибратов). Однако лучшей своей игрой актер по праву считает участие в спектакле «Царь Эдип», где он перевоплотился в фиванского тирана Эдипа. Режиссером-постановщиком стал грек Теодорос Терзопулос. Спектакль ставили в Александрийском театре в Санкт-Петербурге. Именно роль Царя из произведения Софокла стала для Мохова определяющей для его дальнейшей карьеры. Долгое время Мохов не мог поверить своему успеху. Надо же, играть самого Царя! Да еще и в Петербурге. Это уровень, который повернул мозги юного актера на 95 градусов.
Александр Анатольевич получил несколько существенных наград. Премии «Чайка» он удостоился за работу в спектакле «Искусство», а благодаря своей игре в постановке «Бег» Мохов награжден газетой «Московский комсомолец». Дважды Мохов был награжден премией Фонда поддержки и развития Театра Табакова. Его режиссерская работа в картине «Песочный дождь» была высоко оценена на Всероссийском кинофестивале «Золотой феникс». Мохов получил специальный приз имени скульптора Сергея Коненкова за созданный в фильме женский образ. В 1995-м Мохов удостоен звания «Заслуженный артист РФ».
Кинотворчество
Насытившись театральными подмостками, Мохов решился пробовать свои силы в киноиндустрии. В 1985 году он впервые появился на больших экранах в фильме В.Андреева «Деньги для Марии». Спустя два года актер был занят в съемках картины «Защитник Седов», где он исполнил роль начальника коллегии. В 1987 году вышел фильм Кресло, где Александр сыграл эпизодическую роль (Кононенко). Но самой примечательной его ролью стал зэк Абрашка в фильме «Беспредел». Картина повествует о жестоких буднях заключенных колонии строго режима. Кстати, многие именитые актеры, например, Александр Числов, Сергей Гармаш, стали популярными благодаря этой криминальной драме. В 1991 году артист перевоплотился в пожарного инспектора Сигиса в художественном фильме «Люми», а в 1993 году зритель увидел Мохова в новом амплуа – в роли капитана КГБ Сорокина, который расследует запутанное дело о заговоре против Хрущева (фильм «Серые волки»). Затем были роли лейтенанта Мелешко в чешской комедии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1994), дежурного в отделе полиции в фильме «Московские каникулы» (1995), доставщика гуманитарной помощи в драме с элементами документалистики «Война окончена. Забудьте…» (1997). В 1998 году Мохову досталась эпизодическая роль в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник». И хотя актер не был задействован в легендарном фильме основательно, все же был рад возможности приблизиться к высокому искусству и играть рядом со знаменитыми актерами.
В 2000-ных ежегодно с участием актера выходило по 3-4 картины. Правда не все роли были звездные, но все же своим участием в каждом из них он гордился. В комедии «Фортуна» (2000) Мохов сыграл Леонида Брагина, в боевике «Мужская работа» (2001) перевоплотился в спецназовца Лешего. Как можно заметить, фильмы, в которых играл актер очень разноплановы и по жанру, и по подаче. Но Мохов преследовал цель заниматься развитием своей творческой составляющей. Он не боялся экспериментировать, вживаться в нехарактерные для него роли. И как видно, ему с успехом удавались и трагичные, и комичные персонажи.
Мохова можно заметить во многих российских телесериалах. В разные годы он снимался в проектах «Дальнобойщики», «Сыщики», «Участок», «Две судьбы», «Ликвидация», «Есенин», «Громовы». Параллельно с участием в многосерийках актер не переставал сниматься в полноценных художественных фильмах. В 2005 году вышел фильм Егора Кончаловского «Побег». В этой картине Мохову досталась роль проводника, а в картине «Фартовый» (2006) он уже играл Стадника. 2010 году вышел фильм «Дом солнца», где он сыграл роль отца главной героини, тогда же зрители с упоением смотрели картину «Утомленные солнцем 2: противостояние» в картине Александр предстал советским военачальником Климентом Ворошиловым. В «Тайном городе» Мохов- полицейский, в «Последнем янычаре» Петр Колеванов, в «Трассе смерти» начальник РОВД «Домодедово». В 2017 году вышел сериал с его участием «Тот, кто читает мысли (Менталист)».
Личная жизнь
Актер Мохов успевал не только активно сниматься в кино, но и влюбляться. Как говорит сам актер, отбоя от поклонниц у него всегда не было. Он быстро увлекался одной девушкой, потом другой. Неудивительно, что у него за плечами три брака. На своей первой жене артист женился, еще учась в Московском училище, в 22 года. В 1986 году, спустя год после свадьбы у пары родился сын Семен. Он также пошел по стопам отца, выучился на оператора. Татьяна Мохова, когда семья переехала в Москву, стала ассистентом режиссера. Их брак продлился 18 лет. Что послужило разводу, никто сказать не решается. Возможно, отношения просто исчерпали себя, либо сказались сложные времена, рубеж 90-х и 2000-ных. Но по слухам союзу пришел конец из-за увлечения Мохова юной студенткой.
Со второй женой, актрисой Дарьей Калмыковой, пробыл в браке 12 лет (2003-2015г). Когда они познакомились, Дарья была молодой студенткой МХАТа. Взрослый и уже состоявшийся Мохов был преподавателем на ее курсе. Дарья подарила Александру сына Макара (2003). Впоследствии Калмыкова ушла от Мохова к телепродюсеру Николаю Сергееву. Мохов недолго переживал разрыв. В то время он плотно работал в Киеве над своим детищем «Последний янычар». Там внимание 52- летнего актера привлекла 23-летняя украинская певица Ирина Огородник, выступающая под сценическим именем «Николь». Мужчина не испугался разницы в возрасте длиной аж в 29 лет и женился на украинке. От их союза в 2016 году появился третий сын Матвей. По словам артиста, Ирина сделала его самым счастливым человеком на земле. Только последний брак принес ему успокоение и истинную радость.
Александр любит проводить время с младшим сыном, посвящает ему все свое свободное время. Долгое время актер скрывал третьего ребенка от общественности, так он хотел оградить мальчика от общественного внимания. Но в 2018 году все же решился показать сына миру. Несмотря на то, что отцом Мохов стал, когда ему было за 50, он не смущается этого. Напротив, в своем позднем отцовстве он видит мудрость и крепость отношений отца и сына. После рождения Матвея актер полностью изменил свою жизнь. Он отказался от светских раутов, вечеринок и дальних поездок. Он вполне счастлив в своей семейной жизни и менять ничего не хочет. Единственное, что печалит известного актера, так это то, что в свое время он слишком мало времени уделял старшим сыновьям. Он чувствует что недодал им очень многое и сожалеет о потерянной возможности сблизиться со своими сыновьями.
Мохов сейчас
Александр Анатольевич всегда отличался избирательностью и соглашался на роли, только хорошо изучив материал. Если он понимал, что проект перспективный, то брался за него. Такое ответственное отношение к работе позволило Мохову заслужить хорошую репутацию среди артистов. Он подолгу готовиться к перевоплощению в своих персонажей. Артист глубоко убежден, что зритель видит халтуру издалека и не прощает несоответствия.
Александру Анатольевичу Мохову уже 55, но он продолжает активно сниматься в кино. За свою творческую карьеру, артист создал более сотни сильных духом и характером персонажей. Он всегда играл открытых, честолюбивых мужчин, которым знакомо понятие «достоинство». Всех этих мужчин можно видеть в картинах «Люба. Любовь», «Александр Македонский», «Когда зацветет багульник», «Примадонна», « У каждого своя война». Багаж знаний о человеческих характерах способствовал становлению Мохова как режиссера. Он давно мечтал воплотить в жизнь свои режиссерские фантазии. Показать зрителю свой взгляд на те ил иные события. И что удивительно, он довольно быстро добился признания собратьев по искусству. Первый режиссерский опыт случился в родной «Табакерке».На его счету несколько блестящих постановок, таких как «Процесс при закрытых дверях» Жана-Поля Сартра, «Пули над Бродвеем» Вуди Алена, «Кукла для невесты» Александра Коровкина, «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова.
Потом перешел на художественные фильмы. Первый фильм, отснятый именитым актером стал «Алмазы на десерт». Затем последовали картины «Учитель в законе», «Песочный дождь», «Братаны». В 2011 году вышла драма «Ельцин. Три дня в августе». В 2013 году Александр Анатольевич выступил постановщиком картины «Пока станица спит», а затем работал над фильмов «Последний янычар».
Помимо съемок в кино и самого кино, Мохов является преподавателем Школы-студии МХАТ. Также он великолепный сценарист и продюсер.