Советник президента РФ Сергей Глазьев в прошедшие выходные озвучил любопытную статистику: отток средств из российской экономики составил более $1 трлн за последние 30 лет. Оценка, кстати, совпадает с данным Национального бюро экономических исследований (NBER) США, согласно которым богатейшие россияне держат в офшорах около $1 трлн.
Сумма просто колоссальная, несмотря на протяженность в три десятка лет. Это около 60% годового ВВП страны. При этом Глазьев отметил, что $0,5 трлн все еще вращается офшорами и российской экономикой, а вот вторая половина испарилась.
«Это, конечно, волнует наши налоговые службы. Получается, что чем больше у нас из страны утекает, тем сильнее бремя налогообложения на тех, кто остается. Это несправедливо»
Несправедливо, да. Проблема в том, что большая часть этих средств приходится на незаконный вывоз капитала, поэтому вопросы адресовать необходимо в компетентные ведомства и органы, которые и должны занимать пресечением и поисков этих миллиардов. У нас же в законодательстве до сих пор огромные дыры, которые вроде как прикрывают, но не очень эффективно.
На прошлой неделе зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин сообщил, что самый популярный способ вывода сейчас – выдать кредит компании за рубежом. После этого компания никогда его не возвращает, так как российская компания становится банкротом, а через цепочку офшоров деньги растворяются. 25% зарубежных кредитов со стороны российских являются такими вот невозвратными.
А знаете, что самое смешное? За это нет никакой ответственности. Законопроект после первого чтения еще в начале 2016 г. так и не было принят. Потому что крупные лоббисты против этого. Минфин называл в числе противников закона, который бы вводил обязательную репатриацию кредитов иностранным лицам, «Роснефть» и «Роснано». Но если у «Роснефти», к которой позже присоединились «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Зарубежнефть», была аргументация в виде геологических рисков, с которыми был связан невозврат, то в «Роснано» просто предлагали сделать исключение для компаний, которые получают финансирование из бюджета и под госгарантии, а также их «дочек».
Вроде бы как ко второму чтению все вопросы будут урегулированы, а на уровне правительства «была дана команда этот закон не задерживать». То есть время на вывод через эту схему еще есть, поэтому мы увидим серьезное ускорение (оно уже было заметно в четвертом квартале). Если сейчас за счет нее вывели уже $35 млрд, то до принятия закона сумма может спокойно дорасти до $50 млрд. А там и новые схемы появятся, которые будут прикрывать неспешно.
Так что $1 трлн – это вообще не предел.