Все знают эту актрису в основном по одной роли – Фроси Бурлаковой в советской комедии «Приходите завтра». Имя героини уже стало нарицательным в народе. Но какова была судьба самой Екатерины? Почему ей так и не удалось реализовать свой поистине огромный потенциал? Что заставило ее броситься под поезд – подобно своей любимой Анне Карениной?
Детство и юность
Родилась Катя 26 декабря 1926 года в обычной крестьянской семье. Кстати, деревня Ельцовка, упоминавшаяся в фильме как родина героини – это автобиографический момент. Как и многое другое в «Приходите завтра», эта деталь была взята из реальной жизни – так называлась село, где Савинова родилась и провела детство и юность.
В семье кроме девочки, было еще трое детей. Время тяжелое, нищета жуткая… А потому Катя на всю жизнь запомнила, как бабушка, стоя у постели ее умирающей сестры, сказала: «Надо бы с нее рубашку снять, еще хорошая ведь, пригодится».
Но были и хорошие воспоминания: в семье Савиновых любили петь. И, надо сказать, многие обладали очень неплохими голосами. А у Екатерины был голос просто потрясающий – сильный, бархатный… Послушать ее сбегалась вся деревня! Девочка зря времени не теряла: пела в местном хоре, играла в драматическом кружке.
А потом начала война… Брат Кати ушел на фронт, отец, не выдержав лишений военного времени, скончался. Забота о детях легла на плечи матери. Молодая девушка, которой только исполнилось 18 лет, не хочет быть дополнительной обузой – она едет в Москву, «учиться на артистку»… Денег на билет не было, поэтому пришлось добираться на крыше поезда.
Москва. Учеба во ВГИКе
Попав в огромный город, девушка растерялась. Как и тысячи других деревенских простушек, приехавших покорять столицу, она всего боялась и всему изумлялась… В поезде одна женщина угостила ее виноградом. Катя никогда не пробовала этой экзотической ягоды, и в благодарность отдала попутчице целую банку меда. Она вообще была человеком нежадным, широкой души…
На вступительные экзамены во ВГИК Савинова опоздала. Ну совсем как в фильме Фрося – ведь Екатерина там, по сути, сыграла саму себя. Но только действительность оказалась не столь радужной – доброго профессора, устроившего абитуриентке внеконкурсное прослушивание, не нашлось. Пришлось поступать пока в Землеустроительный институт. После полугода учебы там Катя таки попала в желанный Институт Кинематографии. Но – вот незадача – всего через месяц ее отчислили! Руководитель курса Василий Ванин заявил студентке, что кино совершенно не для нее, она больше театральная актриса. Но упорно идущая к своей цели Савинова не сдалась, и в следующем году поступила на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
На вступительных экзаменах она читала мысленный монолог Анны Карениной перед смертью… Знала ли тогда полная надежд и мечтаний восторженная девчушка, что через четверть века она повторит ее ужасную судьбу?
А пока члены комиссии были просто ошеломлены! Перед ними стояла наивная деревенская девушка с простоватой внешностью. Трагическая речь Анны из ее уст должна была звучать просто смешно. Но нет! Перед ними действительно стояла она – страдающая женщина, доведенная до отчаяния. Конечно же, талантливого самородка, способного так достоверно перевоплощаться, тут же принимают на курс.
Любовь – одна на всю жизнь
Именно в институте состоялась судьбоносная для Кати встреча. Со своим будущим мужем – режиссером Евгением Ташковым – она познакомилась именно во ВГИКе. Причем знакомство состоялось благодаря тому, что комендант общежития не нашел для парня места в мужском отделении и привел его в комнату для девочек – дескать, потом разберемся. Сконфуженный Женя тут же лег на кровать и отвернулся к стене, чтобы никого не смущать. Вскоре пришли и хозяйки, весело щебетавшие друг с другом о чем-то. У одной из них был совершенно поразительной красоты голос, который буквально запал в душу свернувшемуся на кушетке пареньку. С утра он первым делом пошел знакомиться с обладательницей этого божественного голоса.
В 1950 году молодые люди окончили учебное заведение, и уже через восемь месяцев оформили свои отношения официально. Причем Ташков запомнил – перед регистрацией невеста расплакалась. Почему? Евгений полагал, что она не хотела ни за кого выходить замуж – искусство (именно искусство и служение ему, а не карьера) для нее было важнее всего. Впрочем, может быть, это была дань традиционному деревенскому обычаю? Ведь все невесты раньше плакали, выходя замуж – хороня старую жизнь и начиная новую. А Екатерина ведь была человеком чувствительным…
Как бы то ни было, но супруги зажили душа в душу. А в 1957 году у пары родился сын Андрей – в будущем также ставший актером. Сына своего Катя очень любила и всегда переживала, когда из-за работы приходилось оставлять его на няню.
Евгений Ташков и Екатерина Савинова с сыном Андреем
Роковые «Кубанские казаки». Начало карьеры
Первой заметной ролью Савиновой в кино стала Любочка в фильме «Кубанские казаки». Снимал картину маститый режиссер Иван Пырьев, директор Мосфильма. Казалось, все складывалось как нельзя лучше? Но однажды в кулуарах за молоденькой симпатичной актрисой решил приударить сам мэтр… Екатерина, не задумываясь, дала ему пощечину. И этого Пырьев ей так и не простил.
После «Казаков» у Савиновой были роли – но все проходные, не главные… Поговаривали, что именно всесильный Иван Александрович сделал негласное распоряжение – не снимать!
При этом Екатерине сразу после выпуска – единственную на курсе – приглашают сразу во МХАТ! Но девушка отказывается, веря – единственное ее предназначение в жизни – это кино. Она отчасти «зарывает в землю» и свой певческий талант – поступает и заканчивает престижнейшую Гнесинку, но отказывается от эстрадной карьеры певицы. А ведь ей предлагали сразу оркестр и гастроли по всему Союзу! Голос у Кати и правда был просто замечательный – между прочим, в фильме «Приходите завтра» она поет сама, и можно оценить масштабы – целых три с половиной октавы!
«Приходите завтра». Болезнь
Сценарий этого фильма писался Евгением Ташковым специально для супруги и, разумеется, многие подробности были взяты из ее биографии. К сожалению, этой картине было суждено стать знаковой и в то же время роковой для актрисы…
Снимать пришлось на Одесской киностудии – туда руки влиятельного Пырьева, казалось, дотянуться не могли. Савинова сыграла саму себя – она и в жизни была такой – доброй, простодушной, доверчивой. Но фильм все же попытались запретить – однажды в процессе съемок нагрянула комиссия из Москвы. Заключение ее было безжалостным – прекратить производство из-за якобы бездарности исполнительницы главной роли… Нетрудно догадаться, кто приложил к этому руку. Ташков идет на хитрость – сам сообщает начальству о том, что на съемки были уже затрачены приличные суммы денег, материал почти готов – что же теперь народные средства пропадут по произволу невежественных чинуш? «Сверху» дали добро на завершение фильма. После картина пробыла на полке полгода и чудом таки вышла в прокат.
Именно на съемках фильма Катя заразилась бруцеллезом – выпила купленное на рынке парное молоко – она любила его с детства. Из-за плохого самочувствия актрисы производство картины было отложено на год. Однако врачи не сразу смогли поставить правильный диагноз, болезнь была запущена и дала осложнения на головной мозг… Из-за этого у Екатерины начались приступы, по признакам схожие с шизофреническими.
Женщина как могла, боролась с болезнью. Помогал и любящий муж, который всегда был рядом. Но теперь ежегодно Савинова должна была проводить в больнице по 2-4 месяца. В остававшееся время она гастролировала по стране с концертами, снималась в эпизодах и второплановых ролях в кино.
«Женитьба Бальзаминова»
Пожалуй, еще одна знаковая роль, по которой многие знают Екатерину Федоровну – роль кухарки Матрены в «Женитьбе Бальзаминова». Эта искрометная комедия до сих пор любима народом. А все потому, что на съемках шедевра царила веселая, творческая, юморная атмосфера, и это не могло не сказаться на качестве картины. Актеры импровизировали, шутили, сами придумывали детали своих кинообразов.
Именно в «Женитьбе» мы можем видеть глубину перевоплощения, на которую была способна Савинова. Она поистине жила ролью – даже ее супруг замечал, что подчас (например, после только что отыгранного актрисой спектакля в Театре киноактера) он разговаривал не с Катей, а с ее героиней. Так случилось и в этой картине: Екатерина сама нашла внешний образ – неуклюжая, нерасторопная женщина, одетая в необъятную юбку и кофту навыпуск. Сама придумала интонацию – немного нараспев, сама придумала забавный Матренин смех. Экранного времени на кухарку отведено мало, но зритель видит ее характер и всю жизнь как на ладони. Глуповатая и доверчивая (верит в сны и предсказателей), неотесанная и в то же время добрая и глубоко несчастная, одинокая женщина, которой хозяева заменили семью… Конечно, эта роль не осталась незамеченной, однако предложений, увы, больше не стало.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Начало конца
В конце 1960-х годов болезнь начала прогрессировать. Катя слышала голоса, которые приказывали ей пойти и убить себя, грозя в случае неповиновения страшными карами ее близким… Несчастной женщине приходят в голову страшные мысли – все плохо, она никогда не добьется успеха, все тщания напрасны, и она лишь обуза для своего мужа… Екатерина чувствовала себя виноватой и, разумеется, не раз жалела, что отказалась от МХАТа, от карьеры певицы. Но было уже поздно. Из-за болезни актриса то увольняется из Театра киноактера, то вновь восстанавливается – ей кажется, что здоровье к ней вернулось… Савинову начинают считать эмоционально нестабильной. Актрису и раньше редко приглашали на съемки, теперь же предложений практически не было – а вдруг приступ начнется прямо во время процесса?
Не сказав никому ни слова, в 1970 году Савинова уезжает в Новосибирск погостить к сестре Марии. Оттуда она пишет письма мужу и сыну с просьбой не волноваться – она отдохнет и вернется. Но сама Катя знала, что вернуться домой ей не суждено…
Целыми днями женщина бродила по городу, иногда заходила в храм, пела своим чудным голосом на клиросе. А тем временем в голову все чаще приходит мысль о спасительном самоубийстве, которое сразу бы разрешило все проблемы. Шла пасхальная неделя, и Екатерина решила подойти к священнику с вопросом – грех ли убить себя? «Разумеется, да» ответил служитель церкви. Но женщина вспомнила – как-то ей говорили, что на Пасху прощаются все грехи. «Надо успеть!» подумала Катя.
Смерть
25 апреля Савинова прибралась в квартире, помыла полы, испекла куличи – как будто извиняясь перед сестрой за то, что ей предстоит пережить… Потом она вышла из дома и пошла к подруге Кларе Белкиной. Предложила пойти вместе работать в храм певчими, но женщина отказалась. Заметив, что Екатерина находится в каком-то странном состоянии, Клара черкнула на бумажке свой телефон и сунула подруге в карман: «Позвони как дойдешь до дома». И буквально через несколько часов в квартире раздался звонок. Женщину приглашали на опознание…
Екатерина Савинова бросилась под поезд. В ее карманах не нашли никаких документов – только телефон подруги. Стрелочница позже рассказала Евгению Ташкову, что видела хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону, а потом вдруг перебежала через пути и кинулась под колеса прибывающего состава. Работница железной дороги крикнула: «Что ты делаешь?», но было уже поздно…
В предсмертной записке актриса просила прощения у всех близких, и особенно – у сына Андрея. Она объясняла, что жизнь, которая ее ждет в будущем, слишком тяжела, и так будет лучше для всех…
Похоронили Екатерину Федоровну там же, в Новосибирске, на Клещихинском кладбище. До недавнего времени на ее могиле стоял совсем старый, ветхий и поржавевший памятник. Но в 2006 году останки актрисы были перенесены на более почетное место, был возведен и новый монумент.
Старый и новый памятники
Память
В родном селе Ельцовке в 2011 году был открыт дом-музей Екатерины Савиновой. Правда, сам дом принадлежал не семье актрисы, а ее подруге детства Евдокии Бурлаковой, «одолжившей» знаменитой героине фильма свою фамилию.