Захват заложников в СССР— Сарапульская школа

Как и ради чего двое военных в 1981 захватили и держали в заложниках целый класс?

В 1981, 16 декабря, в небольшом городе Сарапуле в Удмуртии двое военнослужащих сбежали из части и взяли в заложники класс школьников. Воинская часть была рядом со школой, там работали жёны и учились дети военных. А потому, когда пара человек в военной форме вошли в школу, дежурный учитель не удивился. Тем более, гости объявили, что из части пропали боеприпасы и, возможно, виноват кто-то из школьников. За плечами у них были автоматы, но и это не смутило дежурного. Военные спокойно прошли по этажам и зашли в один из кабинетов. Там шёл урок биологии у 10 класса.

Как позже выяснится, захватчики действительно искали конкретный класс. Им нужен был 10 а — там учился сын высокопоставленного офицера из их части. Он должен был стать основным рычагом давления. Но по стечению обстоятельств 10 а ушёл домой раньше, а военные, не разобравшись, нашли параллельный 10 в.

Учитель биологии нисколько не удивилась и не напугалась появлению военных на пороге класса. Доверие к армии в то время было абсолютным, — рассказывает она, — никому даже в голову не могло прийти, что солдат может сделать что-то плохое детям. И когда они сказали, что ищут в школе боеприпасы, и им надо переговорить с ребятами, я спокойно ответила, что мне нужно объяснить до конца материал. Они согласились, я попросила их сесть пока на переднюю свободную парту или выйти из класса.

Военные спокойно вышли из кабинета, а урок продолжился. А со звонком на перемену неожиданно вернулись в класс, заперли дверь изнутри и приказали школьникам завесить окна большими учебными плакатами. Смысл просьбы сначала был неясен школьникам, но они его беспрекословно выполнили.

По-прежнему повторяя про украденные из части боеприпасы, солдаты сообщили, что виновен кто-то из учеников, а отсюда никто не выйдет, пока не придёт прокурор. Мы стали бурно обсуждать эту новость, хотя наш класс был в школе, скажем так, не самый примерный по поведению, но как-то не верилось, что это сделал кто-то из наших, — рассказывает бывший ученик 10 в, а ныне стоматолог Альберт Хакимов .

Когда в дверь кабинета постучал директор, один из солдат, Ахмед Колпакбаев , снял автомат в предохранителя и направил его в сторону двери. Альберт Хакимов закричал ему, что надо быть осторожнее дверь очень тонкая — даже в это время ученики ещё не думали, что солдаты замыслили что-то недоброе. В ответ на реплику Колпакбаев направил автомат в потолок и выстрелил короткую очередь, и объявил, что класс захвачен в заложники.

Солдаты выбрали самого крепкого парня из класса и отправили его с запиской к директору школу. Они явно опасались довольно взрослых школьников, а потому исключили из заложников потенциального лидера.

Владимир Орехов — начальник Сарапульского горотделения КГБ — только что вернулся с обеда, когда ему доложили, что в 12-ой школе захвачен в заложники класс. Он, разумеется, не поверил. Заложники в Сарапуле? Для 1981 годы это невероятно. Потом увидел, как из соседнего здания милиции выбегают сотрудники в масках и с автоматами. Он рванул к школе.

Владимир Орехов вёл операцию по освобождению заложников и несколько раз без оружия входил в кабинет к вооружённым автоматами захватчикамВладимир Орехов вёл операцию по освобождению заложников и несколько раз без оружия входил в кабинет к вооружённым автоматами захватчикам

Действия вокруг школы разворачивались оперативно и в основном правильно, хотя ни у кого, понятно, не было опыта подобных ситуаций. Прибыли все: милиция, КГБ, пожарные, медики. Всех детей (кроме 10 в уже эвакуировали.

Но главное, чего именно хотели террористы? Что требовали и ради чего захватили класс? Солдаты хотели бежать в Америку. Сначала их план был максимально простым — добраться с заложниками до США. Орехов пояснил одному из захватчиков при переговорах, что это невозможно, нельзя просто прилететь в США с заложниками и автоматом. Их бы сразу посадили там в тюрьму. Орехов предложил сделать солдатам загранпаспорта и отправиться с США законно. Так он выиграл время для подготовки освобождения заложников.

В районе 11 вечера солдаты согласились отпустить почти всех девочек (в классе остались три девочки). Переговорщики тянули время, оформляли паспорта, заставляли захватчиков заполнять одну анкету за другой — утомляли и усыпляли бдительность. К утру все девочки были свободны, а террористам привезли готовые паспорта (кстати, настоящие). Орехов потребовал отпустить всех заложников в обмен на паспорта. Захватчики, видимо сильно уставшие, не раскусили простейший замысел. Как только Орехов вместе со всеми мальчиками покинул кабинет, а террористы остались одни, к ним ворвались бойцы спецназа. Солдаты не успели сделать ни одного выстрела, их уложили лицом в пол и заковали в наручники.

За эту операцию несколько человек получили ордена и награды, но, как ни странно, не Орехов. Для него благодарности тогда не нашлось. Операцию засекретили на 10 лет, и жители Советского союза долго ничего не знали о событиях в сарапульской школе. Что касается преступников, то они получили 8 и 13 лет заключения.

История закончилась хорошо: никто из заложников не пострадал.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд
Adblock
detector