Вышедший из простонародья Веспасиан вряд ли рассчитывал стать императором. Однако власть сама упала ему в руки, и он достойно выполнил свою роль…
Можно сказать, что основателю династии Флавиев, родившемуся 17 ноября 9 года н. э, крупно повезло. Его предшественники – Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Оттон, Вителлий – были настолько плохи, что Веспасиану следовало быть чуть-чуть лучше, и доброе имя в истории ему было обеспечено.
Не исключено, что достойное правление Веспасиана было обеспечено его незнатным происхождением. В его роду не было предков-сенаторов, как у предыдущих императоров. Отсюда – отсутствие аристократической спеси, амбиций, пресыщенности и пороков, сопутствующим баловням судьбы.
Все лучшие качества он унаследовал от деда, простого центуриона и откупщика. И отца легионера, сборщика податей и ростовщика. Спрашивается: а каким должен быть у них сын и внук? Изнеженным любителем неги и комфорта? Сладострастником и пьяницей? Нет, конечно, он унаследовал от предков храбрость, скупость, энергичность, практичность и полное отсутствие гордыни.
Свой путь Тит Флавий начал с армейской службы. Служил хорошо. Был храбрым, исполнительным, толковым солдатом и офицером. Дослужился до командира легиона, потом управлял Критом и Киреной, отличился в британской кампании. Был участником 30 сражений, за что удостоился в Риме триумфа и в 51 году стал консулом.
Британская страница Веспасиана изобилует подвигами: говорят, что покорение Британии целиком его заслуга!
Однако Веспасиан не возомнил себя любимцем богов. Он все так же много работал, был скромен и честен. Удивительно, но даже занимая крупные посты, никогда не запускал руку в казну, не брал взяток, оставался бережливым и нередко тратил на государственные нужды личные сбережения.
Калигула поставил его следить за порядком в Риме. Веспасиан очень старался, но как-то император, проезжая по залитой грязью улице, разозлился и заставил Веспасиана, как поросенка, вывалятся в этой грязи. И что Веспасиан? Да ничего – утерся и пошел дальше.
Он никогда не мнил себя птицей высокого полета. И даже зарабатывал на жизнь торговлей мулами: гибридом осла и кобылицы. Его даже прозвали Ослятником для высокородного римлянина подобное занятие считалось позором. Но Веспасиан плевать хотел на условности – главное, лишь бы занятие приносило доход. Он и сам был отчасти мулом: гибридом крестьянина и аристократа. А такого ничем не прошибешь.
Как-то Нерон послал его в Палестину навести порядок. Выбор пал на Веспасиана, потому что Нерону он казался неопасным – так, туповатый, но опытный исполнитель. Пока Веспасиан воевал, Нерона убили. Императором стал Гальба. Следом – Оттон. Далее – Вителлий. Всех троих Веспасиан признал. Но 1 июня 69 года 60-тысячное войско провозгласило императором Тита Флавия Веспасиана. Он нравился им простотой и справедливостью. И вместе с тем жесткостью и решительностью.
Тит Флавий обложил налогом всех и все. Даже туалеты, обронив свое знаменитое «Деньги не пахнут». Преобразовал судопроизводство, построил дороги, создал министерство финансов, объединив государственную казну и императорскую, застроил Рим храмами и общественными зданиями.
В Риме кожу и ткань отбеливали с помощью урины, т. е мочи. И Веспасиан установил налог на урину, хотя все почему-то считают, что он поднял пошлину на то, чтобы справить нужду
Он стал реформатором и в более мелких областях. Отменил систему доносительства, перестал пользоваться личной охраной, стал доступен для простых граждан.
Он изобрел очень простой и эффективный способ борьбы с коррупцией. Для этого разрешил продавать государственные должности. А на тех, кто брал взятки, смотрел сквозь пальцы, пока взяточник окончательно не разбогатеет. Тогда следовал арест, а незаконно нажитые средства шли в казну
Веспасиан правил в течение 10 лет. За это время он превратил Рим в цветущую империю с мощной экономикой, с отличным управлением и относительно справедливым правосудием. Он основал новую династию – два его сына Тит и Домициан тоже стали императорами.
Он умер в 79 году и был похоронен с большими почестями, которые он вряд ли бы одобрил.
Экономия и скупость – верные слуги усопшего сошли вместе с ним в могилу. А следом и в вечность.