В жизни всегда есть место подвигу, а на войне особенно. Герои, воевавшие за нашу свободу во времена Великой Отечественной навсегда должны остаться в памяти народа. Одним из таких выдающихся героев был Александр Иванович Покрышкин.
Герой, которого не забудут
С лета 43-го у немцев появился новый сигнал тревоги: «Всем внимание, Покрышкин в облаках!» Страшные для фашистов слова, которые были слышны в кабинах люфтваффе, говорили о том, что нужно повысить внимательность, уйти из сражений и подняться до предела, а новичкам новобранцам вернуться на места базирования.
Без ложной скромности нужно отметить, что эти предупреждения были свидетельством высшего мастерства Александра Ивановича Покрышкина, пилота истребительной авиации, показавшего наилучшие результаты по количеству уничтоженных противников. Он был самым первым награжденным трижды Героем Союза, обладателем семи орденов Ленина, Октябрьской Революции и множества других наград.
Кроме орденов он неоднократно был представлен к получению медалей «За защиту Кавказа», «За освобождение Будапешта», также он был награжден в ГДР, Венгрии, Соединенных Штатах Америки и во многих других стран. За весь период войны Александром Ивановичем было совершено 700 вылетов, проведено 160 боев, уничтожено 58 отдельных летательных аппаратов врага и 8 в составе авиагрупп.
В наши дни историки называют разные цифры по количеству сбитых героем противников, одни уменьшают цифры другие наоборот преувеличивают. Достоверно установить точное количество невозможно из-за трудностей фиксации факта подбития самолета, а иногда герой попросту дарил сбитые самолеты своим товарищам. Однако все, в том числе и сторонники замалчивать подвиги Покрышкина, признают его как выдающегося летчика, одного из лучших в мировой истории.
С чего всё начиналось
Его восхождение на верхние ступени небесного пьедестала началось еще в довоенное время. Родился Александр в 1913 году, в городе Новониколаевск (Новосибирск). Любовь к авиации началась еще в детстве. Получив среднее образование, он недолго работал на стройке, а в 1923 году пошел на воинскую службу. Свою жизнь юноша твердо решил связать с армией.
Всего спустя год Александр окончил Пермскую авиашколу, а после нее выучился на специальных дополнительных курсах К.Е. Ворошилова в Ленинграде по совершенствованию мастерства летчика. В 1939 году его зачислили в Качинскую авиашколу Красного Знамени, и, конечно же, выпустился он будучи отличником. Был откомандирован для постоянного прохождения службы в 55-е полковое подразделение истребительной авиации Одесского округа в МССР город Бельцы. Самолёт Покрышкина 1943—1944 годов
С первого дня войны и до победного 9 мая, Покрышкин был участником множества боестолкновений, участвовал в победоносном взятии Берлина, совершал перелеты из Ирана, куда ездил за самолетами, полученными Советским Союзом по лендлизу. Участвуя в настоящих боях, проводил испытания американских летательных аппаратов, а также являлся фронтовым испытателем новых отечественных истребителей. Однако карьера блестящего летчика могла и не состояться вовсе.
Пришла война…
В первый день нападения фашистов на СССР, ведя воздушные бои в небе над Белоруссией, Покрышкин подбил ранее не виданный им отечественный бомбардировщик СУ-2, который он принял за фашистский. От тюрьмы его спасло только то, что это был первый день нападения, все были в шоковом состоянии, а летчик новейшего СУ-2 выжил. Неопытный летчик просто получил устный выговор.
В 1942 году, когда будущий герой уже командовал эскадрильей и был первоклассным небесным воином, случилась ещё одна неприятность, которая могла стоить ему карьеры или даже свободы: конфликтная ситуация с комполка Исаевым, не поддерживающим новаторский подход своего подчиненного в системе ведения сражений. А передовой на то время подход и методика Покрышкина состояли в том, чтобы использовать потенциал современных самолетов на полную.
В частности, он предлагал перейти к построению боя в вертикальной плоскости, а не горизонтальной, так как мощности самолетов позволяла это.
Вот один из многих примеров воплощения в жизнь этой теории непосредственно самим Покрышкиным. В мае 1943 года над Кубанью, находясь на максимальной для отечественных истребителей высоте, он патрулировал небо и увидел над собой 4 «Мессершмитта». Нежданно ударить сверху вниз и снова уйти в облака — такую тактику предпочитали фрицы. В указанном положении противник не мог увидеть советские истребители до самого момента удара, зато они видели всех как на ладони. Однако у нашего аса была своя тактика, он рывком поднял самолет вверх. После набора высоты он так же резко спикировал вниз и атаковал, результат – один сбитый противник.
Далее он пустил очередь в одного из «Мессеров» атакующих нашу пару, проскочил мимо второго сбитого им врага и, развернувшись, бросился в штыковую атаку на третьего. В сражениях на небольшой площади малым числом все решают секунды и верно принятые решения. Покрышкин выполнил три разнообразных атакующих приема и все с отличным результатом. Памятник А. И. Покрышкину в Краснодаре. Один из боевых самолётов Покрышкина
Немаловажной заслугой летчика-аса также является то, что он первым предложил и апробировал на практике посадку самолетов на шоссе, что очень пригодилось при боях за Германию.
По завершению военных действий Покрышкин выучился в академии им. Фрунзе и получил звание генерала. Был в руководящем составе командования войск противовоздушной обороны страны, затем получил назначение в руководство ЦК ДОСАФ, а с декабря 1981 года стал инспектором-советником Министерства обороны Советского Союза. Умер прославленный герой в ноябре 1985 года.