Как проходило воспитание славянских детей

Помню, как-то читал замечательную книгу «Александр Невский». Автор, если не ошибаюсь, Борис Васильев. Книга очень интересная, захватывающая. Сложно говорить о достоверности всех описываемых в романе событий. Боюсь что такую гарантию сегодня, учитывая сложившиеся обстоятельства, не может дать никто. Свое отношение к этому я описал в статье «Великая историческая ложь». Но речь пойдет не об этом. В книге описывается замечательный момент, где взрослые, включая князя Ярослава, сидят за столом и разговаривают и с ними сидит мальчишка Сбыслав. По сюжету он незаконнорождённый сын Ярослава (хотя сам об этом не знает).

Так вот юноша сидит и обедает с взрослыми и ему очень хочется что-то там спросить, но он не может потому что правила воспитания славян того времени запрещали отроку говорить за столом если ему не задан вопрос! И вовсе не, потому что за столом сидел князь. Это конечно усугубляло ситуацию, но так было везде, во всех славянских семьях. Власть отца была неоспорима. Вряд ли тогда существовали такие понятия у детей как: «хочу – не хочу, буду не – буду». Я не думаю, что там кто-то говорил: «Не затыкай ребенку рот, пусть он выскажет свое мнение» или: «Ребенок не должен чувствовать себя ущемленным или ограниченным». И что бы там не говорили умные детские психологи, я не уверен, что наши предки росли закомплексованными и ограниченными людьми. Достаточно оглянуться и посмотреть на все что они «натворили».

А если серьезно, как же все-таки воспитывали славяне своих детей? Как вырастали эти чудо-богатыри и красны девицы, которые «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»? Что за секретная методика? А никакого особого секрета нет. Да, держали в строгости. Да, пороли по любому поводу. Но любили, очень любили. Дитя у славян – великий божий дар и отец или мать, которые только что пороли своего ребенка, без промедления отдадут за него жизнь в случае опасности. Вся система воспитания славян строилась не на том, чтобы ребенку было хорошо сейчас. Цель была вырастить человека, полностью подготовленного к жизни, браку и защите своей земли. Это значит, девушка должна уметь готовить, шить, разбираться в травах. Соответственно парень должен овладеть мужскими профессиями, плюс владение мечом.

Естественно, определенный отпечаток на воспитание накладывало и то кто твои родители. Если ребенок из знатной семьи – он должен учиться руководить, дети жрецов получали как правило священные знания, а отроки простых общинников овладевали стандартными для того времени профессиями: пахарь, пекарь, кузнец и так далее.

Больше всего детьми занималась мать. Возможно, из-за этого человека достигшего зрелого возраста стали называть «матерый».

В обычной речи существовали слова, обозначавшие возрастные группы: «дитя» ребенок, вскармливаемый грудью матери, «молодой» малыш до 6 лет, воспитываемый матерью и «чадо» ребенок от 7 до 12 лет, который уже начал свое обучение. Последняя стадия «отрок» – подросток от 12 до 15 лет, проходящий специальное обучение перед посвящением во взрослые члены общины. Большое значение уделялось военной подготовке юношей. Славянские общины были далеко не бедными и вполне могли себе позволить содержать дружины для защиты от нападений, но уметь обращаться с мечом обязан был каждый.

Мать с раннего детства старалась привлекать детей к любой домашней работе, особенно девочек. Уже после четырех лет воспитание мальчиков и девочек начинало существенно отличаться. Из одних готовили кормильцев и будущих защитников, из других матерей и хороших хозяек.

Уже после пяти лет девочки активно помогали матери вести домашнее хозяйство. Они занимались огородом, приготовлением еды, рукоделием. Пишу, и прямо слезы умиления наворачиваются. Сколько я уже встречал великовозрастных особ в наше время, неспособных элементарно пожарить себе яичницу. Я уже не говорю о том, чтобы борщ сварить, она скорее пойдет у папы денег возьмет и пельменей купит (хотя нет, их же сварить еще надо). С детства девочкам прививали такие ценности как верность, уважение и честь.

Мальчиками занимался отец. Он давал им различную мелкую работу по своему профилю. После двенадцати лет отроков начинали обучать воинскому искусству. А в 15 они становились полноценными членами своей общины.

После того как девушка выходила замуж она полностью освобождалась от власти своего отца. Существовал даже довольно забавный ритуал по этому поводу. Отец торжественно вручал зятю плеть, чтобы с этого дня он сам «воспитывал» свою жену.

Если же девушка по каким-то причинам не выходила замуж, она вместе с матерью вела хозяйство и воспитывала младших сестер.

Сыновья работали вместе с отцом, наследуя его дело, пока не обзаводились собственной семьей.

Были, конечно, на Руси и другие формы воспитания, когда детей воспитывали не родители, а другие люди, но они были распространены только среди знати.

Одна из таких форм – «кормильство» использовалась среди княжеских семей. Примерно лет в 5 ребенка отдавали в другую, обязательно знатную семью. «Кормилец» становился для ребенка буквально всем. Его задача была сделать из ребенка полноценного человека, воина, князя.

Другая форма воспитания «кумовство». Ребенку выдавали в «постоянное пользование» духовного наставника.

Основными принципами в воспитании детей на Руси были: патриотизм, отвага, почтение старших. Это может показаться странным, но, несмотря на жесткие методы воспитания, славяне своим детям с рождения прививали доброту и отзывчивость, стремление помогать ближнему в трудную минуту, верность отчизне, семье и самое главное любовь!

И как им все это удавалось без семейных и детских психологов, многотомных научных трактатов по «правильному воспитанию детей». Смотришь на молодое поколение и диву даешься, за свою короткую жизнь человек освоил пару умений: писать в телефоне (с ошибками) и расплачиваться в магазине за товар. О почтении к старшим я вообще молчу. Эх, предки – славяне, растеряли мы ваше достояние.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд