Он запомнился последующим поколениям только одной ролью… Зато какой! Наверное, нет человека, который при просмотре фильма «Белое солнце пустыни» не сопереживал бы таможеннику Верещагину, не надеялся каждый раз – а вдруг он выживет? Вдруг баркас не взорвется? Такого эффекта удалось достичь благодаря поистине гениальной игре актера Павла Луспекаева.
Ранние годы
Родился Павел 20 апреля 1927 года в городе Луганске. Настоящая фамилия его отца была Луспекян – он происходил из нахичеванских армян. Мать – Серафима Авраамовна – донская казачка. Богдасар (Борис) Гукасович работал мясником и характер имел горячий, нередко напивался и поколачивал жену на глазах сына. Маленький Паша, как мог, пытался утешить мать, а отца недолюбливал и побаивался. Однако многое унаследовал от него – например, взрывной характер.
В начале 1940-х парень поступил в ремесленное училище, подрабатывал слесарем. В 1943-м в возрасте шестнадцати лет ушел на фронт добровольцем, попал в партизанский отряд и неоднократной участвовал в боях. Был тяжело ранен (пуля раздробила локтевой сустав). Павла направили в госпиталь и стали готовить к ампутации. Юноша был в полубессознательном состоянии, однако в нужный момент усилием воли заставил себя проснуться. Увидев, что находится на операционном столе, он взял с хирурга слово, что тот сохранит ему руку. Врач пообещал, и руку действительно удалось спасти. После восстановления молодого человека определили на штабную службу, а в 1944 году он демобилизовался. Уже в ранней молодости дала о себе знать непреодолимая сила воли Луспекаева…
Попадание в театр. Учеба
После госпиталя Павел совершенно случайно попал по объявлению в луганский филармонический хор. Там обратили внимание на отличный слух и неплохой голос новичка. Вскоре ему предложили эпизодическую роль в местном театре и за короткое время парень, не имевший специального образования, дослужился до актера третьей категории. Начальство решило, что талантливый самородок пропадать не должен – и направило его учиться в Москву, снабдив рекомендательными письмами. Правда, ими гордый Луспекаев так и не воспользовался.
На вступительных экзаменах в Щепкинское училище юноша читал басню «Ворона и лисица». Павел не знал, как лучше сделать и решил сполна показать свои актерские способности – каждую фразу снабжал выразительными жестами. Например, после слов «Вороне где-то бог послал кусочек сыра» он показывал его руками, изображал, как лиса вертит хвостом и шевелит ушами. Комиссия просто хваталась от смеха за животики: «Достаточно!». Способный парень понравился всем. Один из профессоров обратил внимание на его руки – они были перебинтованы. Попросили показать – а там наколки! Письменное тестирование Луспекаев провалил, но все равно в итоге был принят – очень уж понравился он мэтру, народному артисту К.А. Зубову. Тот взял Павла на свой курс. А татуировки Паша на следующий день пошел сводить. Скрипя зубами, терпел боль – но до конца избавиться от «письмен» так и не удалось. В дальнейшем пришлось гримироваться.
Учился молодой студент на «отлично», особенно педагоги отмечали его актерское мастерство.
В училище Луспекаев познакомился со студенткой Инессой Кирилловой. Красивой , высокой, подтянутой девушке прочили сценический успех, но она, приняв предложение однокурсника, практически полностью посвятила себя семье. У пары родилась дочь Лариса.
Кино и театр
В 1950 году Павел заканчивает училище и с семьей переезжает по распределению в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а затем – в Ленинград. Павла приглашают в легендарный БДТ. Актер был занят в спектаклях «Иркутская история», «Варвары», «Пять вечеров», «Не склонившие головы». В последнем он играл с Ефимом Копеляном – и все отмечали их потрясающий актерский дуэт. Спектакль быстро стал популярным, о Луспекаеве заговорили как о большом таланте.
Однажды игру Павла Борисовича на сцене БДТ увидел приехавший в СССР с визитом знаменитый актер и режиссер Лоуренс Оливье. Он был потрясен одаренностью артиста и заявил: «Вот этот актер поистине гениален! Но я не могу выговорить его фамилию, извините…»
С Е. Копеляном в спектакле «Не склонившие головы»
Параллельно артист снимается в кино – в основном в ролях второго плана: «Тайна двух океанов», «Балтийское небо». В 1962 году во время съемок картины «Капроновые сети» дала о себе знать старая фронтовая травма: как-то во время разведывательной вылазки ему пришлось четыре часа
неподвижно пролежать на снегу. Сильное обморожение вскоре дало о себе знать – ноги с тех пор постоянно беспокоили Луспекаева. Но в тот роковой год случился кризис, и артист надолго попал в больницу: ему сделали операцию на носоглотке и на ступнях (удалили несколько фаланг пальцев). В 1965 году ему присвоили пенсию по инвалидности, и в 1967-м Павел Богдасарович окончательно покинул театр, при этом продолжая периодически сниматься в кино. Одна из запоминающихся ролей этого периода – Косталмед в фильме «Республика ШКИД».
Борьба с болезнью
Разумеется, болезнь продолжала давать о себе знать. Актер периодически лежал в больницах. В 1966 году состояние ухудшилось, и врачи настаивали на ампутации ног до колен. Однако это означало бы полный конец карьеры. Луспекаев просит о компромиссе – удалении пальцев ног. После этого его стали мучить ужаснейшие фантомные боли, и врачи прописали принимать пантопон – по сути, болеутоляющий наркотик. Как это часто бывает, Павел стал привыкать к лекарству. Он вообще не любил зависеть от чего-либо. Имел пристрастие к алкоголю и курению, но постоянно с этим боролся. Осознав, что доза доходит уже до шести ампул в день, Луспекаев твердо решил: надо бросать. Это стоило ему неимоверных усилий: неделю артист провел почти в полубессознательном состоянии, ничего не ел. О его бедственном положении узнала министр культуры Екатерина Фурцева и распорядилась достать заграничные лекарства, а также протезы. Благодаря новым медикаментам, зависимость постепенно стала отступать. Павел Борисович вел дневник, где отмечал в том числе и каждый новый день, прожитый им без наркотика. Вскоре роковая потребность отступила – но не болезнь…
«Белое солнце пустыни»
В 1968 году стартовали съемки легендарного фильма «Белое солнце пустыни». Поначалу роль таможенника Верещагина была практически эпизодической. Но изголодавшийся по работе актер предложил столько идей, сумел так продумать и раскрыть своего персонажа, что роль превратилась почти что в главную – герой Луспекаева встал вровень с Суховым.
Ноги постоянно давали о себе знать: здоровье опять ухудшилось, и верная жена постоянно носила за актером складной стульчик, ведь каждая минута, проведенная на ногах, причиняла Павлу невыносимую боль… Видя мучения артиста, режиссер Владимир Мотыль предложил поставить Верещагина на костыли – тем более, что это не противоречило бы общему рисунку роли. Но Луспекаев отказался, заявив: «Тогда гибель моего героя не будет столь трагичной – зрители подумают: калека – туда ему и дорога». Он хотел воплотить на экране образ сильного, здорового, мощного человека, некого Ильи Муромца, гибнущего в расцвете сил.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Для того, чтобы было удобнее ходить, Павел сам разработал конструкцию будущих протезов. Специальные металлические упоры должны были вставляться в сапоги Верещагина – так актер смог передвигаться самостоятельно.
Фильм быстро стал популярным в народе, фразы из него растащили на цитаты. На актера обрушилась всесоюзная слава, его стали приглашать в картины на главные роли (ранее режиссеры считали Луспекаева более театральным, нежели чем кино-актером, и с приглашениями не спешили), однако из-за болезни Павел не смог принять все предложения. Он снялся еще в нескольких фильмах, но картины уже такого успеха не имели.
Смерть
Скончался Павел Луспекаев 17 апреля 1970 года в Москве в гостинице «Минск». Родной театр – БДТ – отказался заниматься организацией похорон, сославшись на то, что, дескать, официально актер у них уже не работает. Тогда подключился «Ленфильм». Тело артиста перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. Кончина Луспекаева совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, поэтому похороны прошли скромно и незаметно, организаторы даже не сразу определились, где лучше провести гражданскую панихиду.
На могиле Павла Богдасаровича стоит памятник, возведенный петербургскими таможенниками, ведь его герой Верещагин стал поистине символом неподкупного и честного представителя этой профессии. Жена Луспекаева до пенсии проработала в БДТ, умерла в 1988 году и похоронена с мужем.
Монумент на могиле П. Луспекаева
У дочери Ларисы двое детей – Дарья и Александр. Дарья закончила Российскую таможенную академию и трудится на Пулковской таможне. Можно сказать, что так она продолжила дело своего великого деда
Лариса Солнцева (Луспекаева)
Характер
Все друзья и знакомые Павла Луспекаева в один голос говорят, что характер у него был непростой. Он был взрывным, вспыльчивым и в тоже время ранимым человеком, не терпел обид.
Луспекаев никогда не был человеком богатым, скорее наоборот, зачастую его мучило безденежье. Но когда средства и появлялись, он не мог откладывать, копить – сразу же тратил направо и налево.
Несмотря на теплые отношения с женой Инессой, Павел был очень влюбчив. Он обладал несомненным мужским обаянием и всегда добивался у женщин взаимности. Увидев как-то в 1957 году на экране признанную красавицу того времени актрису Аллу Ларионову (в фильме «Анна на шее»), он дождался, когда та приедет в Ленинград с гастролями, пошел к ней в гостиничный номер и… пропал на три дня. Были у актера и другие увлечения – например, незадолго до приглашения на съемки «Белого солнца» Павел увлекся молодой актрисой Татьяной Ткач. Большинство зрителей знают ее по более поздней роли – любовницы Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Когда Мотыль предложил артисту роль Верещагина, Луспекаев поставил условие: обязательно взять в фильм Татьяну. В итоге девушке дали эпизодическую роль старшей жены Абдуллы. Супруга Инесса относилась к увлечениям мужа снисходительно, понимая: творческому человеку нужна отдушина. Она даже сама по просьбе Павла приглашала «соперницу» в их гостиничный номер.
татьяна ткач
При этом дочь Лариса отмечает, что отец был очень добрым и чутким, любил людей, умел прощать. Ему не была свойственна раздражительность, мелочность – Луспекаев был человеком широкой души.
При жизни Павел Борисович удостоился лишь звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1998 году ему посмертно была присуждена Государственная премия Российской Федерации – за роль в фильме «Белое солнце пустыни»