По принципу коллективной ответственности «опорой режима Путина» стала вся элита страны
Минфин США 29 января опубликовал так называемый «кремлевский список» – перечень чиновников и частных лиц, которые считаются опорой «российского режима». Список состоит из двух частей – открытой (с перечнем фигурантов) и секретной, которая содержит «дополнительную информацию» и перечень физических лиц, не являющихся крупными бизнесменами или чиновниками. Составить такой список требовал принятый полгода назад закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В Москве между тем считают, что публикация списка – очередная попытка поссорить российские элиты с Владимиром Путиным в преддверии президентских выборов.
Закон
- Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» был принят Конгрессом США в июле и подписан президентом Дональдом Трампом в августе 2017 года.
- Документ законодательно закрепил санкции против России, принятые администрацией Барака Обамы посредством исполнительных указов. Теперь отменить их может только Конгресс.
- Помимо России, в законе упоминаются Северная Корея и Иран.
Список
- В общей сложности в списке оказались 210 человек – 114 чиновников и руководителей госкомпаний и 96 «олигархов».
- В список попали все члены правительства России в полном составе во главе с Дмитрием Медведевым, 43 сотрудника администрации президента, главы всех крупнейших российских госкомпаний и банков, а также бизнесмены, чье состояние, по оценке открытых источников, превышает $1 млрд.
- Перечень «олигархов» полностью повторяет российскую часть списка Forbes среди тех, чье состояние журнал оценивает в $1 млрд и больше. Основателю Telegram для попадания в список не хватило $50 млн.
- Перечень сотрудников администрации президента практически полностью повторяет раздел «основные сотрудники» на англоязычной версии сайта Кремля.
- В списке нет Эльвиры Набиуллиной (видимо, по своей традиции американцы не считают Центробанк частью государственной системы) и Анатолия Чубайса – в список попали главы госкомпаний, у которых выручка не менее $2 млрд за 2016 год, у «Роснано» намного меньше.
- В список по ошибке попал бывший глава «Россетей» Олег Бударгин. Он фигурирует как глава госкомпании, однако этот пост он покинул еще в сентябре 2017 года. Его заменил Павел Ливинский (в списке отсутствует).
Чем грозит
- «Кремлевский список» не является санкционным. Попадание в него не влечет автоматического наложения каких-то ограничений.
- Теоретически попадание в список увеличивает риск того, что в будущем против его фигурантов будут введены санкции.
- Для бизнесменов попадание в список может сократить доступ к операциям с зарубежными финансовыми институтами, так как вторичные санкции могут затронуть любые компании, которые имеют «существенные» бизнес-отношения с фигурантами списка.
Итог
Минфин США выполнил требования нового санкционного закона как будто нехотя – список опубликовали прямо перед дедлайном, в самый последний момент (хотя составить его – во всяком случае открытую часть – явно можно было за несколько часов). Критерии отбора были выбраны максимально формальные и широкие – по сути, это перепись российской государственной и деловой элиты. В бизнес-части там есть и как давно известные, уже находящиеся под санкциями «друзья Путина», так и предприниматели, которые уже много лет представляют независимый, альтернативный центр силы в крупном бизнесе страны (руководители «Альфа-групп»), а также те, у кого сложился образцовый имидж селф-мейд-бизнесменов (Волож, Тиньков и Галицкий). Все это, конечно, снижает значение списка – сейчас уже понятно, что дальнейшие санкции (если решение о них будет принято) опираться на этот список будут разве что формально. И все же с символической точки зрения показательно, что по принципу коллективной ответственности США сделали «опорой режима Путина» всю российскую элиту – без особого разбора.