Прадедушка всех танков — первый серийный «Mk 1»

Первый раз в истории человечества танки в бою применили англичане.

Может быть, к тому моменту мысль создать передвижную крепость уже витала в воздухе и боевые машины в могли появиться любой другой стране. Однако сыны туманного Альбиона не побоялись воплотить свои идеи в металле, создав самый первый танк серийного производства – «Большой Вилли», поступивший в войска под маркой «Mk 1» или «Mark I».

Как заведено у человечества, основным стимулом к изобретению нового смертоносного оружия стала война. Затяжные и кровопролитные боевые действия на полях Первой мировой показали, что для получения преимущества в позиционной войне пехоте требуется передвижная защита.

Зимой 1916 года новые, невиданные доселе, боевые машины «Mk 1» успешно прошли полигонные испытания и официально поступили на вооружение.

Сухопутные броненосцы того времени своей конструкцией во многом напоминали морских собратьев. Вращающейся башни на корпусе не было, на ее месте располагалась решетчатая конструкция, обтягиваемая сеткой и мешающая солдатам противника забросить гранату на плоскую крышу машины. Вооружение монтировалось на бортах танка: в боковых, сконструированных на манер корабельных, спонсонах.

Всего было выпущено 150 боевых машин. Половина танков была вооружена лишь шестью пулеметами, а вторая половина кроме четырех пулеметов несла по одной пушке с левой и правой стороны. Боевую технику с более внушительным пушечным вооружением тут же окрестили «самцами», а пулеметные машины – «самками».

Стоит ли говорить, что танки той эпохи были далеки от совершенства: относительно тонкие металлические листы, приклепанные на несущий каркас, не защищали экипаж не только от артиллерии, но даже бронебойных пуль. Капризные бензиновые двигатели получали топливо самотеком и часто глохли, как только танк заезжал на горку или другой рельеф. Скорость передвижения также оставляла желать лучшего: в раскисшей грязи поля боя танк едва набирал 2-3 км/ч, безнадежно отставая от наступающей пехоты.

Особенно несладко приходилось экипажу.

В тесном замкнутом пространстве внутри танка было жарко, невыносимо трясло и скапливалось много угарных и пороховых газов, поскольку вентиляция попросту отсутствовала. Танком управляло четыре человека: командир, механик-водитель и два трансмиссионщика (по одному на каждую гусеницу).

Не менее печально обстояли дела с координацией действий в бою. Времена радиосвязи еще не настали и «переговоры» между танками приходилось вести при помощи сигнальных флажков или семафора, что вызывало определенные сложности в дыму сражения и под шквальным огнем. Впрочем, для передачи дальних донесений вообще приходилось использовать почтовых голубей.

Тем не менее, вопреки недостаткам, новый вид вооружений на практике доказал свое право на жизнь. Уже в первом сражении, даже несмотря на то, что из 49 машин только 18 смогло поучаствовать в бою, англичане продвинулись вперед на пять километров, причем число потерь живой силы было значительно меньше обычного. Британцы высоко оценили заложенные в новую технику перспективы и двинулись по пути постепенного совершенствования – началась эра танков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд
Adblock
detector