Культовые автомобили Советского Союза

Годом рождения Советской автомобильной промышленности по праву считается 1924, когда с конвейера вышел первый отечественный автомобиль АМО-Ф-15. И пусть это был пока только грузовой автомобиль, выпуск которых считался приоритетным вплоть до конца шестидесятых годов, начало автомобилестроения в СССР было положено.

АМО-Ф-15АМО-Ф-15

Через восемь лет после изготовления первого советского грузовика начался массовый выпуск легковых отечественных автомобилей. Это были автомобили с достаточно большим объемом двигателя, не предназначенные для широкой распродажи. Они, считаясь «государственным» автотранспортом, были широко задействованы в народном хозяйстве, выполняя различные функции от персонального автомобиля до «такси». Были, конечно, и исключения. Одни автомобили этой категории были получены некоторыми выдающимися советскими гражданами в подарок от государства за особые заслуги. Другие вывезены из страны для продажи в личное пользование зарубежным автолюбителям. Третьи, в большинстве своем подержанные автомобили, приобретены для индивидуального использования. Однако, сколь ни будь заметного места на дорогах страны индивидуальный транспорт не занимал. Стоимость этих многолитражных автомобилей была не доступна подавляющему большинству советских граждан.

Первой малолитражной «легковушкой» предназначавшейся в первую очередь для индивидуального использования, стал выпущенный в больших количествах «Москвич»-400. Именно он мог бы дать толчок к созданию истинно «народного автомобиля», но его дальнейшая модификация привела не только к улучшению характеристик, а и к значительному повышению в цене.

«Москвич»-400«Москвич»-400

Однако советская автомобильная промышленность стремилась исполнять чаяния всех слоев огромной страны, начиная от партийной элиты до сельского жителя. За период существования СССР выпущено множество марок легковых автомобилей и их разновидностей.

Однако не все из них прошли испытание временем и русскими дорогами, и только немногим из них по прошествии десятков лет посчастливилось стать поистине культовыми автомобилями советской эпохи. Рассмотрим некоторые из них.

Горбатый лучше ушастого

Рост уровня жизни советских граждан и ориентирование на Западную Европу, где автомобилизация населения достигла значительных масштабов, привели к потребности выпуска бюджетного легкового автомобиля для продажи «частникам». Настал период, когда желание населения и стремление государства совпали. С целью ускорения и удешевления этого процесса прототипом будущего «народного автомобиля» был выбран итальянский «Фиат 600». Внеся в него некоторые конструктивные изменения и слегка изменив внешность советский автопром свершил мечту народа.

Fiat 600Fiat 600

Советский «частник» получил очень компактный и весьма недорогой автомобиль. Его цена была в полтора раза ниже цены последнего образца «Москвича». «Народный» первенец ЗАЗ-965 очень полюбился советским гражданам, поскольку показал себя очень экономичным, простым в обслуживании, неприхотливым в эксплуатации, обладающим неплохой проходимостью и мобильностью. И к тому же был доступен для широких слоев населения. Откладывая полтора года заработную плату, можно было стать владельцем своей мечты. В народе его ласково называли «горбатым» за форму его задней стенки.

«Горбатый» очень полюбился кинематографистам и мультипликаторам в частности, и они при любой возможности демонстрировали его в своих произведениях.

ЗАЗ-965 и его модифицированный собрат выпускались девять лет.

Пришедший ему на смену ЗАЗ-966 успеха младшего брата не достиг. Единственное чем запомнился новый образец так это прозвищем «ушастый», обязанным торчавшими с обеих сторон воздухозаборниками.

ЗАЗ-965ЗАЗ-965 ЗАЗ-966ЗАЗ-966

Советский Кадиллак

Постоянное соперничество с Америкой, возведенное лидером Советского государства Н.С. Хрущевым в ранг приоритетного направления политики и экономики для СССР, не могла обойти стороной и автомобилестроение. В первую очередь это коснулось, конечно же, выпуска автомобилей высшего класса, используемых для перевозки высших партийных и хозяйственных руководителей, включая самого Хрущева. Для главы государства ориентиром был автомобиль президента США.

КадиллакКадиллак

Состоящий уже почти пятнадцать лет на службе в Кремлевском гараже ЗИС-110 не соответствовал пришедшему времени. Его внешний вид, оснащение и технические характеристики уже не удовлетворяли новых партийных функционеров и чиновников. Могучей державе, коим являлся СССР, не престижно было для перевозки вождей использовать такой автомобиль. Более того, его массовое производство привело к тому, что им стали оснащаться таксопарки, а значит к элитным его причислить было уже нельзя.

Учитывая рекомендации главы государства, базовой основой для нового автомобиля представительского класса был выбран американский президентский Кадиллак. В нем было заложено все лучшее, что на тот момент имелось в запасе у «автопрома». Собирался ЗИЛ-111 небольшими партиями, в течение девяти лет. Всего с 1958 года их было выпущено чуть более ста штук.

КадиллакКадиллак

Птица высокого полета

Автомобиль высшего класса ГАЗ-13 «Чайка» начал выпускаться в 1959 году и сходил с конвейера Горьковского автозавода более двадцати лет. За весь этот период создано всего лишь чуть более трех тысяч экземпляров. Это была самая видная и изящная машина Страны Советов этого класса. Внешне она имела сходство с американским «Паккард 1955 г.».

Паккард 1955 г.Паккард 1955 г.

ГАЗ-13 «Чайка» был выше классом, чем его предшественники, которым он пришел на смену: ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-12 (ЗИМ). Конструкторы недолго думали над названием нового образца представительского автомобиля. Что может быть выше Волги? Только летящая над ней чайка. Да и своим видом и «полетом» она напоминала эту свободолюбивую грациозную птицу, а в плане преемственности с лихвой оправдала свое название.

Выпуск «Чайки» был поистине революционным шагом в отечественной автомобильной промышленности. При ее производстве впервые использовались многие важные узлы и механизмы, престижные ткани и материалы для обустройства салона, имевшего очень хорошую звукоизоляцию. Двигалась она очень мягко, почти не замечая неровностей, а благодаря особой конструкции кузова и подвески ее практически невозможно было перевернуть на высокой скорости. Колеса изготавливались с повышенным содержанием каучука, потому даже при проколе колеса она продолжала движение.

Культовые автомобили Советского Союза

Еще изначально «Чайка» предусматривалась, как «государственный» автомобиль и после выпуска в широкую продажу не поступала. Ею пользовались чиновники высшего и среднего звена, что лишний раз говорило об их недоступности. Были случаи дарения автомашины знаменитым людям, за их заслуги перед страной.

Помимо моделей для «персонального» использования, выпускались образцы специально по заказу Министерства обороны, для проведения парадов, по просьбе кинематографистов, для проведения киносъемок, санитарные варианты. Позже, с разрешения Л.И. Брежнева «Чайка» получила более широкое применение, начиная от обеспечения перевозок в различных министерствах и дипломатических представительствах, до обслуживания знаменитостей прибывающих в Советский Союз и проведения свадеб.

ГАЗ-13 «Чайка»ГАЗ-13 «Чайка»

«Двадцатьчетверка»

Производство автомобилей ГАЗ-24 «Волга» началось в 1970 году и продолжалось 22 года. По своему долгожительству этот автомобиль конкурирует с «Чайкой». Он, как и «Чайка», тоже выпускался для сугубо государственного использования, но в отличие от него обслуживал руководителей государственных учреждений. Включая модификации, ГАЗ-24 был самый выпускаемый легковой вариант автомобиля Горьковского автозавода. Всего были выпущены около полутора миллионов автомобилей ГАЗ-24, учитывая и модифицированные образцы, часть автомобилей изготовлена в экспортном варианте и реализована за рубеж. Крупная партия ГАЗ-24 пополнила таксомоторные парки, вытеснив из них ГАЗ-21.

Из всех расцветок автомобилей ГАЗ-24, самой престижной была черная.

Именно «двадцать четверка» черного цвета стала олицетворением целой эры существования Советского государства.

Этот автомобиль любой расцветки считался роскошью и был практически несбыточной мечтой обычных советских людей из-за его «космической» цены и «космической» же недоступности.

Самая народная «копейка»

ВАЗ-2101 первая лицензионная модель советского «автопрома». После постройки в 1971 году итальянцами автомобильного завода в Тольятти начался массовый выпуск того самого автомобиля который, как никакой другой может считаться «машиной для народа». Его прообразом стал итальянский малолитражный автомобиль «Фиат 124» образца 1966 года.

Фиат-124Фиат-124

Однако, как всегда, эта модель была значительно доработана с учетом эксплуатации по российским дорогам. Изменения доработки коснулись практически всех узлов. Кроме того, новый автомобиль характеризовался высоким уровнем исполнения и сборки, особенно в первоначальный период.

По своим техническим характеристикам и комфорту «Копейка», как любовно называли ее автолюбители, намного превосходила эксплуатируемые «частниками» «Москвичи» и «Волги», не говоря уже о «Запорожцах».

Этот автомобиль обладал плавным ходом, хорошей приемистостью двигателя, маневренностью и устойчивостью на дорогах. Поначалу владельцы «Копейки» опасались самообслуживания нового автомобиля, но со временем поняли, что он достаточно простой и доступный в эксплуатации.

Более того, «Копейка» безболезненно вписалась в российские дороги, чаще всего местами похожие на бездорожье. Ее полюбили не только в СССР. Она пользовалась заслуженным успехом у автолюбителей стран социалистического лагеря.

За 18 лет было выпущено около пяти миллионов автомобилей этой марки, включая его различные модификации.

В итоге, по результатам опроса одним отечественным авторитетным журналом большого количества специалистов автомобильной техники в начале 2000 года, «Копейка» признана «лучшим советским автомобилем прошлого века».

ВАЗ-2101ВАЗ-2101

Переднеприводное «зубило»

Еще один представитель Тольяттинского автозавода ВАЗ-2108, прозванный в народе «зубилом» из-за своего внешнего вида сошел с конвейера в 1984 году. За девять лет производства выпущено почти 900 тысяч автомобилей ВАЗ-2108.

Впервые на дорогах страны появился отечественный автомобиль с передним приводом. Кроме того, эта была всего вторая модель отечественного «автопрома» в трехдверном исполнении.

Экономичный, быстроходный, легко управляемый, маневренный, Последние два качества особенно ощущались при езде по зимним дорогам и бездорожью.

Именно потому, что при выпуске новой модели планировалась масса новшеств, до этого времени не испробованных советскими автомобилестроителями, решено было привлечь к разработке западных партнеров. Ими оказались специалисты немецкой автомобильной компании «Порше» и итальянской – «ЮТС». Их знания очень пригодились в конструктивном плане, а вот дизайн был исключительно советским.

Культовые автомобили Советского Союза

Доступный «вездеход»

В 1970 году правительством Советского Союза перед автомобилестроителями Тольятти была поставлена задача по выпуску автомобиля для жителей сельской глубинки. Учитывая специфику наших погодных условий и состояние дорог, необходимо было разработать и выпустить автомобиль с приводом на передние и задние колеса, фактически «вездеход», при этом не уступающий в комфорте самым лучшим отечественным легковым образцам.

Задание было необычным и сложным, уже потому, что никогда ни в отечественном, ни в зарубежном «автопроме» не выпускались легковые автомобили малого класса с полным приводом.

Советские конструкторы успешно справились с заданием. Более того, «Нива» стала первым постоянно приводным образцом. Но это скорей всего стало вынужденной мерой, поскольку запасные части, используемые от серийных легковых Тольяттинских автомобилей, не выдерживали нагрузку при отключаемом переднем мосту.

Культовые автомобили Советского Союза

При всех своих немногочисленных недостатках: характерном шуме и вибрации, создаваемыми «не родным» карданным валом, большом расходе топлива, маленьком багажнике, и не совсем престижном «двухдверном» виде, «Нива» с успехом вкатилась в российские сельские дороги и бездорожье и заслужила любовь многочисленных ее владельцев. За весь период нахождения ее на конвейере Тольяттинского автозавода было выпущено почти 2 млн. экземпляров.

Более того, не меньшую любовь и уважение завоевала она и за границей. Более 500 тысяч советских «вездеходов» проданы за рубеж, а его сборку наладили даже в Южной Америке и Канаде. Усовершенствованные варианты «Нивы» за рубежом, при цене, не уступающей ценам лучших немецких образцов, пользовались не меньшим спросом. «Нива» единственный до сегодняшнего времени советский автомобиль, официально продаваемый в «Мекке» автомобилестроения – Японии. В стране восходящего солнца генерального конструктора «Нивы» называют крестным отцом японского «внедорожника» «Сузуки-Витара».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд