Дорога жизни, спасшая Ленинград в годы Великой Отечественной

Пролетая над Ладожским озером, в воде можно увидеть темные прямоугольные силуэты.

Это грузовые автомобили, провалившиеся в полыньи зимой 1941-1942 годов. Все они перевозили грузы в Ленинград или вывозили жителей по военной автодороге № 101.

Именно так называлась единственная дорога, связывающая осажденный Ленинград со страной. Трасса, которой жители города обязаны всем, получила название «Дорога жизни».

8 сентября 1941 г. немецкими войсками был взят Шлиссельбург. Город Ленинград был изолирован от остальной страны плотным кольцом. Сразу же возникла проблема со снабжением 3-х миллионного города продовольствием и топливом. Даже при сниженных в сентябре-ноябре нормах потребления хлеба ежедневно требовалось 500 тонн муки.

Ленинград, как, впрочем, и другие крупные города, и до войны не имел продовольственных и топливных запасов на длительное время. Для обеспечения многомиллионного города нужны огромные складские территории и мощная инфраструктура. Поэтому снабжение велось что называется «с колес». Все необходимое привозилось, своих же запасов было на неделю.

Почти сразу после блокады сгорели «Бадаевские склады» с продовольствием. За два месяца суточная норма отпуска продуктов снижалась несколько раз. После того, как нормы снизили в четвертый раз, в городе начались первые смерти от голода. Поставка всего необходимого для города было возможна исключительно через озеро Ладога.

Сама идея движения по льду Ладоги грузового транспорта была не нова. В финскую войну таким способом осуществлялось снабжение нашей окруженной 168-й дивизии.

19.11.1941 г. был издан приказ об организации автотракторной дороги мыс Осиновец – острова Зеленцы – деревни Кобона и Лаврово. Ответственным за организацию перевозок стал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Н.Ф. Лагунов.

Движение началось в это же день на повозках с лошадьми. Позднее подошли грузовые автомобили ГАЗ-АА. Дорога имела две полосы противоположного направления длиной 40-50 км. Отдельно были проложены транзитная и «угольная» трассы. По ней в город доставлялось топливо. Были созданы места для обогрева и питания, технической помощи, размещения и отдыха регулировщиков. Против авиации немцев действовали более 20 зенитных батарей.

Читайте также:  Почему русские в плен не сдаются?

Немецкие войска пытались всеми способами дезорганизовать работу дороги. Особенно мешала авиация. После налетов оставались полыньи, которые быстро заносило снегом. Туда провалились более 150 автомобилей, иногда вместе с шоферами.

Для помощи водителям было привлечено до тысячи человек регулировщиков. В большинстве своем женщин. Несмотря на морозы они, сменяя друг друга, круглые сутки дежурили на трассе. Днем – с красными флажками, в темное время – с керосиновыми лампами либо с двухцветными фонарями. Сегодня рядом с первым мемориальным столбом на Дороге жизни стоит памятник «Девушка-регулировщица».

В эту зиму дорога работала до 10.04.1942 г. В период с ноября по апрель перевезено 343 тысячи тонн грузов и вывезено более полумиллиона жителей. Если сравнивать: транспортной авиацией за это время перевезено 3,6 тысячи тонн. В сто раз меньше.

Совершенно очевидно, что без трассы №101 Ленинград бы не выжил. Поэтому то название, которое она носит – Дорога жизни, полностью соответствует ее значению в судьбе города на Неве.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд